«Родится сын, надену ему на голову сомбреро, чтобы он не увидел небо и не влюбился в него, как я», – грозился в молодости Евгений Бриллиантов. Но угрозу в жизнь не воплотил – его младший сын Юрий тоже стал пилотом. Сейчас летает на Ми-8 в Газпромавиа и держит равнение на отца, который из своих 70 (славную дату семья отметит в апреле) провел в небе один год, 8 месяцев, 6 дней и 16 часов.
«Летай пониже и потише»
То, что его будущее непременно будет связано с авиацией, Евгений Бриллиантов знал с раннего детства. В подмосковном Серпухове, где он появился на свет, семья жила в доме аккурат напротив местного аэроклуба. Великая Отечественная война пришлась на его мальчишеские годы: Серпухов нещадно бомбили, и молва о летчиках, героически защищавших город, подогревала желание Бриллиантова стать таким же смелым, как они.
«Рядом с аэроклубом стояла пожарная каланча, – вспоминает он. – Семен Савин, знаменитый в то время летчик, постоянно кружил над ней на своем самолете По-2, а вечером приходил во двор и играл с нами, пацанами, в карты, футбол».
С 12 лет Женя бегал заниматься авиамоделизмом в Дом пионеров, в десятом классе пошел курсантом в аэроклуб и уже через год впервые поднялся в небо с женщиной-инструктором на двухместном учебном самолете Як-18. Вскоре совершил и первый самостоятельный полет.
«Я всегда хотел служить именно в военной авиации, – рассказывает он. – Помню, как в аэроклубе построит нас замполит, Герой Советского Союза, и спрашивает: «Есть ли желающие в аэрофлот? Два шага вперед!». Выйдут несколько человек, а он их трехэтажным матом, мол, Родину не хотите защищать! Вот так относились к тем, кто хотел идти в гражданскую авиацию».
Намерению сына стать летчиком родители не препятствовали, лишь замечали порой: «Летай потише и пониже!». На что Евгений авторитетно замечал: «Летать надо повыше и побыстрее. Это же тонкости летного дела!»
Хрущев оставил без мечты
Тонкостям летного дела Евгений, закончив школу, поехал обучаться в Уральск, но на экзаменах в училище провалился: «У меня было девять троек в аттестате, а конкурс очень большой». Пришлось возвращаться обратно в Серпухов и, чтобы было на что жить, идти стропальщиком на железную дорогу. Но там он не задержался: окончил по предложению аэроклуба курсы летчиков-инструкторов в Калуге и стал преподавать азы летного дела мальчишкам.
На следующий год Бриллиантов вновь отправился штурмовать авиационное училище в Каменке Пензенской области. Окончил его, продолжил обучение в Военно-морском авиационном училище в Куйбышеве. А в 24 года «вышел» из него, имея на руках красный диплом, а за плечами 300 часов налета.
Однако с трудоустройством на летную работу вышла загвоздка. «В 60-х годах Хрущев сократил в армии миллион двести тысяч человек. Мне и моим однокашникам дали по две тысячи рублей на брата, отдали лейтенантскую форму и сказали: «Поезжайте куда хотите».
Пришлось возвращаться домой в родной Серпухов и идти наставником молодежи в местный аэроклуб. К тому же к этому времени Бриллиантов женился, появился сын, нужно было содержать семью.
«Серый крокодил» – главный в судьбе
Время шло. Встал вопрос о сокращении аэроклуба. Бриллиантов начал активные поиски работы, направил запрос в Сыктывкарский аэропорт. Через месяц пришел ответ: ждут в Кременчуге учиться летать на вертолете Ми-4.
«Вообще, управлять вертолетом гораздо сложнее, чем самолетом, – рассказывает он. – Но я долго не раздумывал». Евгений «знакомился» в Кременчуге с вертолетом, а семья ждала его в Серпухове. «У жены была специфическая «специальность» – ждать, как у жен моряков или военных, – говорит он. – Бывало, по месяцу меня не видела, прилетал домой детишек посчитать, не убавилось ли и не прибавилось ли за время моего отъезда».
Затем последовало распределение в Воркуту, и туда Бриллиантовы поехали уже всей семьей. Прожили в Заполярье пять лет, а с 1968 года обосновались в Ухте. Здесь Бриллиантов «пересел» в 1971 году на Ми-6.
«Впервые я увидел Ми-6, будучи еще молодым специалистом, на одном из подмосковных аэродромов, – вспоминает он. – Подумал тогда: ну, «серый крокодил»! Надо же, какая форма! Но жизнь повернулась так, что именно этот вертолет стал главным в моей судьбе».
За работу, которую в апреле 1976 года на Ми-6 выполнил Бриллиантов и его коллеги, возглавляемый им экипаж признали лучшим в Советском Союзе.
Лететь предстояло на полуостров Ямал, мыс Харасавей. Помимо главной работы, которую предстояло выполнить экипажу, было задание помочь разгрузить в Карском море корабль «Павел Пономарев», а груз доставить на Большую землю.
«Мы должны были помочь разгрузить корабль. Сложность была в том, что весь основной груз для работ находился в трюме под люками, которые были заставлены балками для проживания вахтовиков. Балки мы должны были снимать прямо с судна, – рассказывает он. – Но чтобы вдруг не повредить вертолет и корабль, кран на борту спускал балок на лед, а мы цепляли его тросом и несколько метров тащили по льдине. Работать приходилось ювелирно.
Не махнуть ли в Антарктиду?
Четырнадцать лет назад Евгений Павлович ушел с летной работы и сейчас трудится в аэропорту начальником караула. За плечами 16 тысяч 300 часов в небе на восьми типах воздушных судов.
Командир экипажа Ми-6 Евгений Бриллиантов (четвертый слева) со своей командой ждет, пока заправят вертолет. Харасавей, 1976 год.
На вопрос корреспондента, куда бы полетел сейчас, представься такая возможность, отвечает: «В Харасавей, ведь 17 апреля – тридцатилетний юбилей, как мы с экипажем там работали. Хотелось бы взглянуть на знакомые места. А еще... в Антарктиду, с сыном, был бы у меня вторым пилотом, и обязательно на Ми-6, только вертолетов этой марки в России практически уже не осталось, порезали все на цветной металл».
Источник: http://nepsite.ru/node/1062 |