Первый экипаж Ми-8, вылетавший в мае 1986 года из Ухты в район аварии на Чернобыльской АЭС, даже не имел карты местности, на которой предстояло работать. Разметку полетов летчики делали на обычном атласе, купленном в магазине. В ликвидации последствий аварии участвовало около 500 ухтинцев. Ликвидаторы первой волны теперь получают от государства 467 рублей в год на оздоровление.
«Кто, если не мы?»
Так было озаглавлено стихотворение, напечатанное на листовке, выпущенной на АЭС в мае 1986 года. После взрыва в 30-километровую зону вокруг очага катастрофы со всей страны стали прибывать авиаторы, пожарные, военные, геологи... – ликвидаторы.
В их числе были 38 сотрудников Ухтинского объединенного авиаотряда и 19 – Сыктывкарской базы авиационной охраны лесов Минлесхоза РСФСР. Летчик-наблюдатель Евгений Жирков (ныне начальник Ухтинского авиаотделения Сыктывкарской базы авиационной охраны лесов) находился в составе первого экипажа, отправленного из Коми в Чернобыльскую зону. 19 мая на вертолете Ми-8 вместе с ним вылетели на задание пилоты Ухтинского авиаотряда Алексей Григоренко, Александр Лаврик, Сергей Швецов, Владимир Беда. «Собирались оперативно, специальных карт не было. В Киеве пришлось купить обыкновенный атлас, по нему я делал разметки для полетов, – рассказывает Евгений Михайлович. – Мы контролировали 50-километровую зону вокруг реактора. Тушили в день в среднем по пять лесных пожаров». Эти 15 дней оставили в его памяти разные впечатления. С одной стороны, он видел, как самоотверженно работают люди, а с другой – «…не всем выдавали спецодежду и респираторы. Чтобы достать энцефалитный костюм и сапоги, многим приходилось в буквальном смысле стучать кулаком по столу. Уже позже организация работ более или менее наладилась».
Командир одного из экипажей объединенного авиаотряда (ныне пилот-инструктор Ухтинской отдельной эскадрильи) Александр Логинов 10 июньских дней 1986 года работал на Ми-8 над опасной зоной. Он вспоминает, что они каждый день вылетали из Киева из аэропорта Жуляны патрулировать район 30километровой зоны вокруг саркофага. На борту вертолета находились пожарные-десантники. Экипаж должен был выявлять очаги возгорания и в кратчайшие сроки тушить пожары.
Источник: http://nepsite.ru/node/2979 |