Отработав 20 лет в воздухе, первый советский вертолет Ми-1 был возведен как памятник и местная достопримечательность у здания Ухтинского аэропорта в поселке Дальний. Некогда красный, за годы своего простоя он перекрашивался в разные цвета. Но сегодня Ми-1 встречает гостей из других городов в белом обличье. Как вспоминает пенсионер Василий Киршин, он был первым и единственным авиатехником, обслуживающим этот вертолет. Когда-то Ми-1 служил тренировочным вертолетом, на нем обучали ухтинских летчиков. Вмещал в себя всего трех пассажиров и одного пилота. «Перед тем как выпустить машину в полет, я проверял, нет ли у нее неисправностей, и только после этого давал добро на взлет», – вспоминает Киршин. Летали на Ми-1 в Дутово, на Вуктыл, в Троицко-Печорск, коми деревни по санзаданиям, а также развозили почту. По словам бывшего авиатехника, это была не очень надежная машина, часто ломалась. «Поршневой вертолет обслуживать вообще сложно. В полете на нем очень трясло», – говорит он.
После того как вертолет выработал свой ресурс, в 1978 году командир ухтинского объединенного отряда Николай Банбан решил водрузить Ми-1 вместо бетонных скульптур мальчика и девочки, которые красовались напротив входа у здания аэропорта. «С перрона везли его буксиром, зацепив трос за втулку несущего винта (где крепятся лопасти), поднимали краном», – вспоминает Киршин. Все агрегаты и приборы оставались на своих местах. Однако позже было решено их снять. По словам ветерана городской авиации Владимира Митина, главной задачей было оставить вертолет Ми-1 как памятник, чтобы его могли увидеть потомки. «Рядом с аэропортом находилось два летных общежития, начальство боялось, что подвыпившие летчики заберутся в кабину вертолета и начнут летать», – смеется Митин. Оставшиеся двадцать вертолетов той же марки пустили под трактор.
Митин говорит, что сейчас при сильном ветре у вертолета вращается винт и создается впечатление, что Ми-1 вот-вот вспомнит свою былую молодость и взлетит...