Среда, 27.11.2024, 12:55
Приветствую Вас Интересующийся

Авиация Коми

Главная » Статьи » История » Исторические записки

Авиация в Коми. История.

Авиация в Коми

  • Авиация в Республике Коми перевозит грузы и рабочие бригады в труднодоступные места, выполняет строительно-монтажные работы, осуществляет охрану лесов от пожаров и удобрение сельхозугодий, аэросъемку, патрулирование нефтегазопроводов, линий электропередач, аэровизуальное обследование лесосплавных рек и нерестилищ ценных пород рыб, оказывает мед. помощь населению, обслуживает оленеводов, геологов, строителей, энергетиков.

    В 1987 впервые выполнен аэросев семян ели и сосны. Самолеты и вертолеты Коми УГА оказали значительную помощь в строительстве линии электропередачи Печора—Инта—Воркута, моста через р. Вычегду, в строительстве и эксплуатации газопровода Ямал—Центр. Вертолеты Коми УГА выполняют и уникальные операции. Так, экипаж вертолета Ми-ЮК Ухтинского авиапредприятия Коми УГА под рук-вом заслуженного пилота СССР Г. С. Мальцева осуществил демонтаж радиотелевиз. вышки на Шаболовке в Москве. В 1987 с помощью вертолетов Коми УГА в кратчайший срок введена в строй линия электропередачи в районах стихийного бедствия в Грузии,

    Сейчас на территории Коми действуют 7 аэропортов: в Сыктывкаре, в Воркуте, в Ухте, в Печоре, в Усинске, в Инте и Усть-Цильме. Все они являются структурными подразделениями ФГУП «Комиавиатранс». В 2008 из аэропортов Коми перевезено 269,0 тыс. человек, авиа грузоперевозок — 2,3 тыс. т (отправка пассажиров из аэропортов республики за первое полугодие 2009 в сравнении соответствующим периодом 2008 года снизилась на 32%).

    Примерные средние тарифы (2009) на авиадоставку сборных грузов в Сыктывкар из Москвы и Петербурга.
    Из города Москвы:

    • до 100 кг — 13 руб/кг
    • 1000 кг — 12 руб/кг

    Из Санкт-Петербурга:
    • до 100 кг — 16,1 руб/кг
    • 1000 кг — 15,8 руб/кг

Первый самолет в Сыктывкаре

  • 15 мая 1923 — в Коми области организовано Общество друзей Воздушного флота (председатель секретарь обкома компартии А. М. Чирков).
  • 14 августа 1925 — на реке Сысоле близ Усть-Сысольска совершил посадку первый агитационный самолет-гидроплан типа «Юнкерс» Центрального совета Авиахима. Самолет назывался «Смычка города с деревней». Экипаж состоял из трех человек (И .А. Вахлаков, В. Б. Копылов, Х. С. Клочко). В пределах Коми области самолет появился 12 августа. Это было первое знакомство жителей Усть-Сысольска и вообще южных районов края с авиацией. У самолета прошел митинг, затем состоялось катание людей на гидроплане. Одним из первых пассажиров был Виктор Савин, написавший: «Первая борозда над Коми областью проведена, нам нужно расширять воздушную пашню и не дать ей зарасти!».
    14 августа 1925 г. Гидроплан Юнкерс F.13 (Ю-13) причалил к берегу Сысолы у Сыктывкара. Горожане «высыпали» на берег, чтобы посмотреть на прилетевшую с неба «диковину».
    Первый самолет на Коми земле — гидроплан Юнкерс F.13, 14 августа 1925 г.
  • Декабрь 1929 — В Усть-Сысольск для организации аэростанции для приема самолетов близ местечка Кируль прибыл назначенный руководителем станции Н.Т.Царюк.
  • 5 февраля 1930 — В Усть-Сысольске (на льду реки Сысолы близ местечка Париж) совершил посадку первый самолет «Дорнье-Комета» [1] общества «Добролёт» с пассажирами, выполнивший первый рейс по авиамаршруту Архангельск—Котлас—Усть-Сысольск. Пилотировал самолет летчик Дедушемко. Первыми совершили полет председатель Коми облисполкома И.Г.Коюшев, кандидат в члены ЦИК крестьянин из Сторожевска Микушев, крестьянка из Шошки Корычева. Расстояние до Архангельска покрывалось за 6 летных часов, до Котласа — за 3 часа.
    5 февраля 1930 г. В Сыктывкар на лед Сысолы приземлился первый рейсовый самолет из Кардора (Архангельск) авиакомпании «Добролёт».
    5 февраля 1930 в Сыктывкар на лед Сысолы прибыл первый рейсовый пассажирский самолет (шестиместный Юнкерс F-13) из Архангельска.

    СПРАВКА.
    «ЮНКЕРС F.13» Junkers F.13 — первый авиапассажирский самолет, производства компании Junkers в Дессау (Германия) — цельнометаллический одномоторный низкоплан. Свой первый полет совершил 25 июня 1919 и выпускался он до 1932 г. Приспособлен для перевозки 6 человек (4 пассажира и 2 члена экипажа).
    Имел несколько модификаций: две из них показаны на верхних фото — гидроплан F.13 (Ю-13) и классический F.13 (только на лыжах). В зависимости от модификации устанавливались двигатели: BMW IIIa (185 л.с.), BMW IV (317 л.с.), Mercedes DIIIa (159 л.с.) и др. Максимальная скорость — 170 км/ч (F.13). Доступ в салон и кабину пилотов через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел.

    «ДОБРОЛЁТ» — «Российское общество добровольного воздушного флота» создано в 1923 в Москве для организации воздушных линий в СССР: по перевозке пассажиров, транспортировке различных грузов и почты, производства аэрофотосъёмок и др. В конце 1930 преобразовано во «Всесоюзное общество гражданского воздушного флота», с 26 марта 1932 — «Аэрофлот».
    Авиакомпанией «Добролёт» было построено большое количество средств воздушного транспорта, в частности, на базе F.13 было построено 5 лайнеров из советских материалов (ПС-2) на бывшем автозаводе Руссо-Балт под Москвой.
    Всего в СССР в эксплуатации находились 49 самолётов Юнкерс Junkers F-13 и до начала 1930-х этот самолет был основным авиалайнером этой авиакомпании.

    «ДОРНЬЕ-КОМЕТА» — самолет немецкого производства, впервые поднялся в небо в 1921; на нем стоял двигатель BMW III мощн. 180 л.с., скорость 170 км/час. Самолет немецкого производства «Дорнье-Комета»
    В закрытой кабине размещались 4 пассажира (6 пассажиров в «Дорнье-Комета III»), а вот пилот находился в открытой кабине (на «Дорнье-Комета II» было 2 пилота).
    На этих самолетах летали только днем на малых высотах и ориентировались по железным дорогам и руслам рек. Например, на авиамаршруте Архангельск (коми: Кардор)—Котлас—Усть-Сысольск, в Котласе в период короткого светового дня — осенью, зимой была предусмотрена ночевка.
    Стоимость билета из Архангельска до Усть-Сысольска составляла 170 рублей
    (для сравнения, стоимось пирожного в Торгсине в 1930-е составляла 32 рубля, зарплата учительницы младших классов — те же 32 рубля)

    прим. [1]   судя по фото это был Junkers F.13.

История авиации в Коми в 1930-е - 1970-е гг.

  • В 1935 — Открыт авиамаршрут Архангельск — Нарьян-Мар — Усть-Уса — Абезь — Воркута, выполнявшийся на самолете Р-5 (это самый массовый гражданский самолет-биплан в Советском Союзе в 1930-е - 1940-е гг.; использовался как пассажирский курьерский и санитарный самолет, а также в геологии и картографии; в 1934 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин»; в Великую Отечественную использовался в качестве ночного бомбардировщика и разведчика). В этом же 1935 году почту в села Усть-Кулом и Троицко-Печорск стали доставлять самолетом Р-5.
  • В 1936 — Открыта авиалиния Сыктывкар — Ухта — Абзель. 20 января 1936 начались регулярные авиарейсы Сыктывкар — Котлас — Архангельск. Этим же летом организован аэропорт в Троицко-Печорске.
  • В 1938 открыта авиалиния Сыктывкар — Объячево — Киров. Полеты осуществлялись на самолете По-2 — до 1944 он назывался У-2 (вспомните «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход») — многоцелевой биплан был создан в 1928 г. под руководством Н. Н. Поликарпова, с мотором воздушного охлаждения — 100 л.с., скорость — 150 км/час).
  • Декабрь 1939 — В Сыктывкаре организовано летное подразделение в составе Северного управления ГВФ; командир — Ф.Ф.Лысенко, зам. по политчасти Д.Б.Циновой, начштаба — А.А.Одинцов. В Сыктывкаре имелось более 10 самолетов. Дополнительно из Ленинградского аэропорта был выделен новый самолет Р-5.
  • в 1940 — Пилоты Сыктывкарского летного подразделения стали постоянно обслуживать местные воздушные линии в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Объячево, Княжпогост, Киров, Котлас и Архангельск.
  • В 1946 — Проведена реорганизация авиационных звеньев в Сыктывкаре. Образованы санитарное звено в составе 4 самолетов С-1 и С-2 (перевозка врачей, больных, медикаментов; командир — А.Н.Махов), два звена спецприменения, каждое в составе 4 самолетов По-2 (обслуживание нефтяников, газовиков, геологов, строителей, охрана лесов от пожаров, аэрофотосъемка; командиры — А.Е.Разуминин и А.С.Прянишников) и транспортное звено в составе 6 самолетов По-2 (рейсовые полеты из Сыктывкара в Кослан, Княжпогост, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Ухту, Ижму, Усть-Цильму, Объячево—Киров; командир — И.Н.Суров).
  • В 1946 — Коми авиационное подразделение Всесоюзного треста лесной авиации, базировавшееся в Пезмоге, начало осуществлять патрульные полеты на территории 7 районов Коми АССР
  • В 1946 — Организован Воркутинский аэропорт, входивший в состав Московского управления Гражданского воздушного флота.
  • В 1946 — 24 мая потерпел аварию самолет С-2, вылетевший из Ухты на патрулирование лесов. Летчики решили погонять лося, снизились и врезались в лес. Жертв не было.
  • В 1947 — 28 августа в Коми АССР угнан самолет С-2, выполнявший рейс Усть-Кулом—Керчомъя. Преступники убили пилота и улетели в Пермскую область, где были арестованы.
  • В 1948 — Установлено регулярное сообщение Сыктывкар — Горький — Москва.
  • В 1949 — В январе создано авиазвено с постоянным нахождением в Ухте, для которого выделено 5 самолетов По-2
  • В 1949 — 24 июня организовано транспортное авиазвено из двух новых самолетов Ли-2 в Сыктывкаре; командир звена — И.Н.Усиков. Один самолет осуществлял пассажирские перевозки, второй — грузовые авиаперевозки. Полеты из Сыктывкара в Воркуту осуществлялись только в летний период и лишь в дневное время.
  • В 1952 — Начались полеты самолетов Ли-2 и Ан-2 по трассе Сыктывкар — Ухта — Печора (Биплан Ан-2 — один из надежнейших самолетов, после остановки двигателя самолет продолжает планировать и способен совершить посадку на неподготовленной местности). В этом же году Сыктывкарская авиагруппа начала выполнять авиационную подкормку лугов в колхозах Коми и Кировской области.
  • В 1957 — Открыты авиалинии Москва — Горький — Киров — Сыктывкар — Воркута — Каменный — Норильск и Сыктывкар — Горький — Воронеж — Краснодар обслуживающимися самолетами Ил-14. Аварии на Ил-14 в начале 1960-х гг.:
    20 июля 1960 — в Сысольском районе потерпел катастрофу самолет Сыктывкарской авиагруппы (погибли 19 пассажиров и 4 члена экипажа, обломки самолета нашли только 31 июля); Декабрь 1960 — потерпел катастрофу самолет, выполнявший полет Горький - Сыктывкар.
  • В 1959 — В декабре в Сыктывкар прибыл первый турбовинтовой многоместный (132 пассажира) самолет Ан-10. С 1960 на этом лайнере начали выполняться регулярные рейсы в Москву и другие города России (а летом 1972 он был снят с эксплуатации за ненадежность и аварийность). Самолет был ненадежен в условиях обледенения, что делало его пилотирование в зимний период крайне опасным.
    Не менее опасной была заложенная в конструкции ошибка: было установлено, что гибкое крыло Ан-10 создаёт остаточные напряжения на лонжероне, которые постепенно разрушают его. На лонжероне для снижения веса применялось химическое фрезерование, которое увеличило вероятность создания концентраторов напряжения. Это приводило к появлению усталостных трещин в лонжероне.
  • С 1960-х начали выполняться рейсы на АН-12 (базовая модель — Ан-10; на Ан-12 были установлены датчики на лонжерон; отдельные Ан-12 продолжают летать в настоящее время) и на АН-24 — в апреле 1961 на Сыктывкарском аэродроме приземлился первый двухмоторный турбовинтовой АН-24 (число мест — 42-52, крейсерская скорость — 475 км/ч, дальность — 3000 км). В конструкции Ан-24, разработанной в КБ Антонов (Украина, Киев), впервые в практике мирового самолетостроения применены клеесварные соединения: более 60 % заклепочных соединений заменены клеесварными, в результате повысилась усталостная прочность конструкции. По надежности и долговечности конструкции этот самолет стоит в одном ряду с лучшими образцами мировой авиационной техники.
  • В 1960 -х гг. пополнился и вертолетный парк винтокрылыми машинами МИ-6, МИ-8.
    С их помощью велась не только разведка полезных ископаемых, переброска людей и грузов в труднодоступные районы, но и строительство промышленных объектов.
  • В 1973 начались полеты на турбореактивных самолетах ТУ-134, а затем ЯК-40.
    12 марта в аэропорт Сыктывкар доставлен для эксплуатации с авиационного завода первый турбореактивный пассажирский самолет Ту-134А, 1 апреля состоялся первый авиарейс из Сыктывкара на самолете Ту-134А; командир корабля В.А.Беляев (в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ).
  • В июле 1973 в Воркуте принят первый рейсовый самолет Ил-18 из Москвы, восстановлен прямой беспересадочный рейс Воркута—Москва, осуществлялся московскими летчиками (в конце 1950-х на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой;
    из-за характерной формы обтекателя РЛС среди летчиков получил прозвище "Дельфин").
  • В 1974 — В декабре аэропорт Сыктывкар стал восьмым аэропортом в СССР, осуществляющим прием самолетов по минимуму погоды первой международной категории. Посадка самолетов обеспечивалась в автоматическом режиме до высоты облаков 60 метров при горизонтальной видимости 800 метров.
    Старый надежный Ан-24 (а что еще осталось?)
    Старый надежный самолет Ан-24

Авиационная охрана лесов

  • Вид охраны леса, основанный на использовании авиационных средств предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров. Система авиационной охраны лесов представляет собой сеть оперативных авиаотделений, входящих в состав авиазвеньев и территориальных авиабаз. Руководство авиабазами осуществляет «Авиалесоохрана» Федеральной лесной службы России.

    Огромная площадь гослесфонда (39,1 млн. га) Республики Коми, слабо развитая дорожная сеть, низкая плотность населения не позволяют обеспечить наблюдение за лесами только с земли. Поэтому основным способом обнаружения лесных пожаров в республике является авиационный. Авиационная охрана лесов в Коми осуществляется Сыктывкарской авиабазой, имеющей 12 авиаотделений. Авиационная охрана лесов в гослесфонде республики производится на площади 38 млн. га. Патрулирование лесов по обнаружению пожаров и тушение их в пожароопасный период осуществляется самолетами и вертолетами. Авиаотделения укомплектованы парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными.

Авиакомпании осуществляющие авиаперевозки в Коми

  • ФГУП «Комиавиатранс» (пассажирские и грузовые авиаперевозки). Основные виды авиационных работ выполняемые предприятием: перевозки пассажиров; перевозки грузов, включая перевозки на внешней подвеске; облеты и патрулирование нефте- и газопроводов, линий электропередач; производство воздушных съемок и др. Основной объем авиационных работ ФГУП «Комиавиатранс» выполняет на территории Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
  • ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки). Авиакомпания входит в тройку ведущих российских авиаперевозчиков. В 2008 перевезено более 3,5 млн. пассажиров. На самолётах Боинг 735 и Ту-134 предлагает своим пассажирам два класса обслуживания, один класс на самолётах ATR-42, ATR-72, Ан-24, Як-40. Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет пассажирские перевозки как на внутрироссийских, так и на международных авиалиниях.
  • ООО «ЮТэйр-Экспресс» (межрегиональные и внутриреспубликанские авиаперевозки).
  • ЗАО «Аэрофлот-Норд» (межрегиональные пассажирские авиаперевозки). Авиакомпания (создана в 2004) является крупнейшим предприятием воздушного транспорта в Сев.-Зап. регионе РФ, одна из 10-ти лидирующих авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях. На 1.08.2008 парк авиакомпании состоял из 32 самолетов: два самолета Ту-154
    (с 1.10.2008 «Аэрофлот-Норд» прекратил их эксплуатацию), 12 — Ту-134, 5 — Ан-24, В салоне самолета Боинг 737-500 2 — Ан-26 и 12 самолетов Боинг 737 (первый американский Боинг 737-500 авиакомпания «Аэрофлот-Норд» ввела в эксплуатацию со 2 сентября 2006 г. — это была «фактически революция» в техническом перевооружении авиакомпании).
    До конца 2010 года компания решила полностью заменить свой парк воздушных судов на более экономически эффективные самолеты Boeing 737 и бразильский Embraer (например, часовой расход топлива у Ту-134А составляет 3500 кг/ч, Ту-154 — 6200, а у Боинга 737-500 всего 2 400 кг/ч).

    P.S. Лететь в Сочи (из Сыктывкара) стало гораздо дешевле. Если в начале лета 2009 авиабилет до Сочи стоил (туда и обратно) 25-32 тыс. рублей, то в июле всего 13 тысяч. Только вот в пути в самолете много не наешься: подадут малюсенькую булочку и салатик в микро-чашке...

    Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» летит в Сочи
    Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в полете
  •  СПРАВКА. Пассажирский самолет Боинг 737-500 является одним из самым маленьких представителей серии самолетов Боинг 737 американской корпорации The Boeing Company производителя авиационной, космической и военной техники. Фюзеляж Боинга 737-500 укорочен на 2 метра по сравнению с вариантом 737-300 (до 29,79 м) и повышена дальность полета — до 4 400 км с максимальной загрузкой. Пассажировместимость — 108-132 чел, максимальная скорость — 910 км/ч; крейсерская — 795 км/ч; Коммерческая эксплуатация Боинга 737-500 началась в 1990 (первый полет был совершен 30 июня 1989 года).
    Взлетает Боинг 737-500 почти не слышно — это благодаря новейшей технологической разработке турбореактивных двигателей (двигатели CFM56-3 производства компании CFM International), при которой в главную турбину попадает лишь незначительный поток воздуха, а основной воздушный поток обтекает турбину, что значительно поглащает на выходе реактивный шум.
    Также и садится «молча» ... вдруг появившись из-за угла на взлетном поле (совершенно неожидано для встречающих) и уже неспеша подруливающий к своей стоянке (не сравнить с Ту-134, рев которого при взлете слышно аж в другом конце города).

Суперджет 100

  • Самолет "Сухой Суперджет 100" (SSJ 100) — детище новейшего Российского проекта, который разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» и получивший название «Российский региональный самолёт» Superjet 100.
    В этой программе, стоимостью 1,4 млрд $, участвуют более 30 мировых авиакосмических компаний различных стран, поставщиков систем и комплектующих.

    Например, разработка системы управления и системы жизнеобеспечения — немецкой компании Liebherr; Шасси, Топливной системы и Авионики — французских компаний Messier-Dowty, Intertechnique и Thales; Гидравлическая система — разработка американской Parker; Интерьер и Кислородная система — компании Aerospace, США.

    Управление делами Президента РФ, по соображениями безопасности, отказалось от приобретения Sukhoi SuperJet 100 для перевозки первых лиц российского государства, так как в нем все ключевые элементы (до 95%) иностранного производства. Предпочтение отдано АН-148, разработки АНТК им. О.К. Антонова (Киев), где все-таки 69% комплектующих российских предприятий.

    Самолет SSJ 100 оснащен двумя двигателями SaM146 производства PowerJet — это совместное предприятие НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma» (одного из мировых лидеров среди аэрокосмических корпораций по разработке и производству авиационных двигателей).
    "Сухой Суперджет 100" (вместимостью 75 и 95 пассажиров — Sukhoi Superjet 100-75 и Sukhoi Superjet 100-95) предназначен в основном для региональных авиаперевозок (дальность полета — 2960 км) на маршрутах типа Москва—Сочи (или Москва—Сыктывкар). В Хабаровск он уже не полетит.

    Основные конкуренты Superjet 100 — бразильский самолет средней дальности Embraer E-Jet, который впрочем ничуть не хуже, и канадский Bombardier CRJ 900 (поэтому у него проблемы с получением сертификата для полетов в РФ; хотя более старые марки «SRJ» 100/200 летают, в частности, на линии Москва—Воркута).

    Авиасалон МАКС 2009. Суперджет 100, борт 97003 (2-й лётный экземляр) в небе над Жуковском.
    Сухой Суперджет 100 (борт 97003) в небе над Жуковским. Авиасалон МАКС2009 
  • Неправда ли, смахивает на 737-500?


Источник: http://www.tomovl.ru/transportation/avia_perevozki.html
Категория: Исторические записки | Добавил: ssstrokash (15.10.2009)
Просмотров: 8097 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Исторические записки [15]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 82