85 лет назад на сысольском льду впервые приземлились два самолета «Дорнье-Комета»
Нынешний год – юбилейный для авиации нашей республики. 85 лет назад – в 1925 году – агитационный самолет Осоавиахима совершил первый полет до Усть-Сысольска. Этот рейс и положил начало налаживанию регулярного авиационного сообщения между столицей Коми и другими регионами.
Уже летом 1929 года из Москвы в Усть-Сысольск прибыл уполномоченный от Всесоюзного общества «Добролет» Н.Т.Царюк. Под его руководством в городе началось возведение аэростанции. К ноябрю того же года члены Осоавиахима выровняли и утрамбовали взлетно-посадочную полосу. Возвели и временный аэровокзал, а также ангар, складское помещение.
2 ноября 1929 года был подписан приказ № 112 Всесоюзного общества «Добролет» об утверждении авиалинии Архангельск – Усть-Сысольск. Согласно штатному расписанию новая аэростанция укомплектовывалась начальником и одним рабочим. Возглавил аэростанцию И.И.Буняев.
Эксплуатация нового аэропорта осложнилась отсутствием в Усть-Сысольске авиационного бензина и масла. Их предстояло доставить со станции Мураши. Перед самым новым 1930 годом, после установления санного пути, в Кировскую область был снаряжен обоз. Бензин и масло для полетов были доставлены.
Бывший председатель Усть-Сысольского горсовета и Коми облисполкома И.Г.Коюшев впоследствии вспоминал: «Очередная сессия Северного крайисполкома, которая проходила в Архангельске, заканчивалась 31 января 1930 года. Меня вызвали и сказали, что накануне в Архангельский аэропорт на постоянное базирование прибыло два пассажирских самолета. Этими самолетами и запланировано доставить домой коми делегацию. Полет предполагается совершить за 7-8 часов.
Утром 1 февраля я довел это сообщение до своих делегатов и выехал в аэропорт. Здесь нас встретили пилоты. Они представились: «Константин Евсеевич Дедущенко и Валерьян Степанович Боженок». Подошли к самолетам. Они простые, с застекленными кабинами. Два самолета «Дорнье-Комета» куплены за границей.
В первый самолет я сел с молодым человеком, рабочим-ударником из Нювчимского чугунолитейного завода. Во второй загрузились Никифор Микушев, пожилой крестьянин, лесоруб-ударник из Сторожевского леспромхоза, и Марфа Корычева, крестьянка-активистка, женщина в годах, из села Шошка.
Взлетели, набрали высоту. В самолете стало тепло. Пилот начал выполнять разворот на расчетный курс, при этом заложил крен... Мой попутчик впился руками в сиденье, с ним началась истерика...
Не знаю, по какой причине пилоты решили произвести посадку в промежуточном аэропорту с.Березник. Приземлились, зашли в маленькую избу с надписью на доске «Аэропорт», привели себя в порядок, испили чая. Самолеты дозаправились бензином, мы пошли на посадку. Мой попутчик все время молчал, лицо у него изменилось, стало серым. У самого самолета он заявил: «Ни за что не сяду в эту бесову машину!» Никакие наши уговоры и убеждения пилотов на него не подействовали. Пришлось вернуться в аэропорт. От имени должностного лица, т.е. председателя облисполкома, я подготовил письмо в адрес сельсоветов и почтовых станций с просьбой оказывать помощь по пути следования члену Северного крайисполкома. Ведь нювчимскому рабочему-ударнику предстояло покрыть 700 километров пути.
По прибытии в Котлас дальнейший полет оказался невозможен, не хватило светлого времени. А наутро замела метель, которая длилась почти три дня.
Только 5 февраля рано утром совместно с пилотами мы пошли к самолетам, откопали их от снега, с трудом запустили двигатели и к 11 часам подлетели к родному городу.
Горожане ожидали нас каждый день начиная с 1 февраля. Летчики приняли решение произвести посадку не на аэродроме, а в непосредственной близи от города, на реке Сысоле. Из самолетов мы видели, как толпы людей бежали к реке. Учащиеся школ самовольно прекратили занятия, административные учреждения закрывались, все торопились встретить нас.
После приземления пилотов и нас, пассажиров, несли на руках до самого берега. Мы были героями дня.
Вечером в Народном доме состоялось торжественное собрание партийного и хозяйственного актива, было много приглашенных. Люди были готовы стоять в проходе, чтобы послушать наши выступления. Мы поделились своими впечатлениями и приключениями, люди от души смеялись.
В этот же день город отмечал свое 150-летие со дня преобразования старинного села Усть-Сысольск в город. Многие выступающие делились, что надо интенсивнее в нашем таежном крае развивать авиацию».
Эти слова сбылись. Первый авиарейс от Архангельска до Усть-Сысольска положил начало регулярным полетам. Задания первого же пятилетнего плана Коми АССР выполнила за четыре года. Темпы не снижались и в последующие периоды. В этих достижениях была немалая заслуга и авиации Коми.