Преобразования в авиационном комплексе Республики Коми, включая систему управления воздушным движением, как и во всей стране, начались в 90-х годах. Чтобы сохранить, укрепить и развивать эту систему, необходимо было из состава объединенных авиаотрядов вывести службы движения и базы ЭРТОС, создав на их основе самостоятельное предприятие, и затем включить его в ЕС ОрВД страны. Так в 1994 г. было образовано государственное региональное предприятие «Комиаэронавигация», которое в 2000 г. было реорганизовано в государственное унитарное дочернее предприятие (ГУДП) «Аэронавигация Северного Урала» ФУП «Госкорпорация по ОВД», преобразованное в 2004 г. в филиал «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
1 февраля 1926 г. приказом спецотдела ОГПУ впервые на севере была организована Северная воздухолиния при Соловецких лагерях. По инициативе начальника Ухтпечлага Я.М.Мороза приказом ГУЛАГа в 1932 г. Соловецкая и Вишерская воздухолинии были ликвидированы, а самолеты переброшены на Печору. Так родилась воздухолиния Ухтпечлага. Проблему грузоперевозок она решить не могла. Самолеты использовались для связи между лагподразделениями, авиаразведки, перевозки почты и пассажиров.
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз. Тысячи самолетов вторглись в воздушное пространство СССР, сбрасывая смертоносный груз на города, аэродромы, железнодорожные узлы.
На прошлой неделе на экраны страны вышел художественный фильм «Кандагар», где рассказывается о подвиге наших пилотов, сбежавших из афганского плена на самолете. События происходили в 1995 году, и подвиг пилотов считается беспримерным. Но мало кто знает, что в 1993 году наш земляк Альберт Круглов совершил побег из Африки в не менее сложной обстановке. Вот как это было...
Поскольку, как обнаружилось, списки в разных лотах разнятся между
собой, попробовал все это систематизировать. Кстати , сложилось
впечатление, что среди Як-42 и Ту-154 существует деление на ВС для
регулярки, и для нужд Газпрома.
1 апреля исполняется 60 лет Печорскому авиапредприятию. Оно является ровесником нашего города. Его история, судьбы людей тесно переплелись с вехами жизни Печоры. Авиационный транспорт в Коми крае начал развиваться в начале XX века. Уже летом 1929 года для приёма самолётов была организована аэростанция. Приказом Управления Всероссийского общества «Добролёт» от 29 ноября 1929 года утверждена авиалиния Архангельск-Усть-Сысольск, открытая в начале 1930 года первым самолётом, пролетавшим по этой трассе и совершившим посадку на льду р. Сысолы. С 1932 года на косу реки Печоры производили посадку гидросамолёты, выполнявшие регулярные полёты по трассе Архангельск — Лешуконское — Усть-Цильма — Нарьян-Мар. В населённом пункте Карпушовка Усть-Цилемского района располагалась крупная авиабаза Ухта-Печорского треста, в распоряжении которой были самолёты Ш-2, У-2, Р-5, а также аэросани. База имела ремонтные мастерские. Личным составом выполнялись полёты по перевозке грузов для строящейся железной дороги и шахт Воркуты.
Авиация в Республике Коми
перевозит грузы и рабочие бригады в труднодоступные места,
выполняет строительно-монтажные работы, осуществляет охрану лесов от
пожаров и удобрение сельхозугодий, аэросъемку, патрулирование нефтегазопроводов, линий
электропередач, аэровизуальное обследование лесосплавных рек и нерестилищ ценных пород рыб,
оказывает мед. помощь населению, обслуживает оленеводов, геологов, строителей, энергетиков.
"После окончания сельской школы в дер. Мягра, что в Ярославской
области,- рассказывал Семен Кириков,- я поступил на работу слесарем в
Ростовский "Сельмашстрой". Родители, работавшие всю свою жизнь на селе,
тогда уже считали, что для дальнейшего развития сельского хозяйства
необходимы знания и новая техника. Они думали, что я продолжу их
традиции, но мне хотелось чего-то нового. У меня уже тогда была мечта
стать летчиком. Но как? Одолею ли я свою мечту?",- думал Семен. И он
одолел, отдавая всю свою сознательную жизнь авиации, проработав в ней
47 лет!